Визит российского премьер-министра Владимира Путина в Китай на этой неделе является последним показателем того, что сближение в российско-китайских отношениях, начатое в рамках двустороннего «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» 2001 г., который предусматривал увеличение поставок российского оружия в Китай и подготовку китайских офицеров в российских военных ВУЗах, стабильно перерастает в более тесное стратегическое сотрудничество.
Подающее надежды сотрудничество в энергетической сфере восходит к президентскому визиту Путина в Китай в декабре 2002 г., когда было решено разработать проект трубопровода для экспорта газа в Китай с газовым месторождением Ковыкта в качестве наиболее вероятного кандидата для его снабжения.
Во время последующего визита в октябре 2004 года «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое охватывает не только продвижение экспорта природного газа в Китай, но также изучение возможностей для совместных проектов в Сибири и в третьих странах. Тогда был подписан на уровне глав государств Меморандум о взаимопонимании (МОВ) для строительства двух газопроводов. Два года спустя другой Меморандум определил их вероятные маршруты, один из Западной Сибири будет способен транспортировать 30 миллиардов кубометров в год, а из Восточной Сибири - 38 млрд. кубометров/год.
В 2007 году Россия создала Восточную газовую программу (ВГП) в качестве государственной программы, которая нацелена на создание единой системы добычи и транспортировки газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. ВГП была утверждена в том же сентябре Министерством промышленности и энергетики, которое выбрало Газпром для его координации.
Между тем, ранее в этом году Банк развития Китая ссудил под сравнительно низкий процент $25 млрд. российским компаниям «Роснефть» и «Транснефть» в рамках сделки, включающей российский экспорт в Китай не менее 300.000 баррелей нефти в сутки по очень выгодным ценам и соглашение по строительству для этой цели ответвления от трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Только что завершившийся последний визит Путина в Пекин не привёл к явному дополнительному соглашению в газовой сфере, которое ожидали некоторые наблюдатели, но некоторый прогресс в переговорах, как представляется, имел место.
В ходе переговоров, заместитель премьер-министра Игорь Сечин, слова которого приводит «Блумберг Ньюз», рассказал журналистам, что договор может быть готов к следующему лету с началом поставок в середине следующего десятилетия либо в виде сжиженного природного газа (СПГ), поставляемого танкерами, либо по вновь построенным трубопроводам.
Сечин добавил, что Китай согласился построить с помощью русских два новых атомных реактора на своей Тяньваньской электростанции в провинции Цзянсу, приобретать электроэнергию с российского Дальнего Востока, а также импортировать российский уголь; в совокупности все сделки стоят $ 3,5 млрд., даже не принимая во внимание переговоры по газу.
Позднее Путин предложил, чтобы Западно-Сибирский газовый маршрут был введён в действие до середины следующего десятилетия без китайского финансового вложения, так как основные магистральные газопроводы уже существуют, и требуется лишь их ответвление в Китай. Что касается Восточно-Сибирского маршрута, это может потребовать китайского капитала, так как целевые ресурсы в этом регионе пока ещё не востребованы.
Цена, в частности, была камнем преткновения с тех пор, как эти сделки начали обсуждаться с Россией, стремящейся к такому ценообразованию, какое она использует в Европе, и согласно которому стоимость газа установлена в зависимости от цен на нефть. Китай стремится к дешёвой схеме. В своих последних комментариях перед отъездом в Пекин Путин объявил о согласии установить цену на газ в зависимость с «азиатской нефтяной корзиной», хотя детали ещё предстоит обсудить.
Тем не менее, несмотря на заявление Путина о договорённости по ценам в принципе, его заключительные замечания показывают больше уверенности в том, что сделка в принципе должна быть заключена, чем то, какой она будет на практике. Согласно «Ассошиэйтед Пресс», он открыто признал необходимость «продолжать спор до хрипоты, вплоть до последней секунды», а открыто заявленная вера во «взаимные национальные интересы» позволит двум сторонам «достичь в конце соглашения».
Учитывая фактор ВГП и тот факт, что азиатские рынки являются растущими, вполне вероятно, что, по крайней мере, Западно-Сибирский маршрут может быть рано или поздно создан. Совершенно ясно, однако, то, что Пекин ведёт жёсткие переговоры и в настоящее время не предлагает льготные кредиты, подобные тому, что были предоставлены в начале этого года в связи с нефтепроводом ВСТО.
Translation by inoforum.ru of Price limit on China's Russian friendship, first published in English by Asia Times Online, 16 October 2009.
Copyright © Robert M. Cutler
unless otherwise noted.
See reprint info if you want to reproduce anything in any medium.
For individual, non-commerical use only.
This Web-based compilation: Copyright © Robert M. Cutler
URL: http://www.robertcutler.org/blog/2009/10/post_36.html